Логотип журнала "Провизор"








З. Н. Мнушко, В. В. Страшный, H. М. Диxтяpевa, H. A. Пузaк

Направления развития менеджмента фармацевтических услуг

Украинская фармацевтическая академия

Рыночные преобразования в экономике повлекли за собой перестройку управленческой сферы, в связи с чем выросла значимость теории и практики менеджмента. Менеджмент представляет совокупность принципов, методов, средств и форм управления конкретным видом деятельности с целью повышения его эффективности и увеличения прибыли. В условиях рынка менеджмент, как область управленческих действий, обеспечивает быстрое реагирование на все изменения рынка, способствуя тем самым максимальному удовлетворению потребностей клиентов со стороны производителей товаров и услуг.

Несмотря на универсальность фундаментальных положений менеджмента, для отдельных отраслей хозяйствования существует специфика их применения. Так, в последнее время появились понятия «фармацевтический менеджмент», «менеджмент фармацевтических услуг».

Как профессионально адаптированная область знаний и управленческого опыта фармацевтический менеджмент представляет собой вид деятельности, направленный на обеспечение максимальной доступности и эффективности использования лекарственных препаратов. В настоящее время это одна из наиболее актуальных проблем здравоохранения как Украины, так и большинства государств СНГ.

С сокращением производственных функций аптечных предприятий и, соответственно, рецептов на изготовление лекарств, работа провизоров и фармацевтов практически сводится к отпуску готовых лекарственных средств и других товаров медицинского назначения, что простым обывателем воспринимается как обычная торговля. Однако развитие фармацевтического рынка фактически обусловливает не сокращение сферы деятельности специалиста с фармацевтическим образованием, а расширение необходимых фармацевтических услуг. Тем более, что содержание современной подготовки провизора дает ему фундаментальные знания, использование которых возможно в разносторонней деятельности. В частности, это значительный объем традиционной химической подготовки, изучение медико-биологических дисциплин (физиологии с основами биологии, патологии, фармакологии, фармакотерапии, фармакокинетики, клинической фармации), аптечной и заводской технологии, фармакогнозии и ботаники. Достаточно обширны современные экономические знания выпускников по организации и экономике фармации (нормативно-правовой базы функционирования аптечных предприятий и фармацевтических форм, требований к общей организации их работы и отпуску лекарственных средств, соблюдение фармацевтического порядка, финансово-экономической деятельности, бухгалтерского учета и аудита, экономике предприятий малого бизнеса и др.). Изучение менеджмента и маркетинга в фармации позволяет сегодняшним провизорам ориентироваться в проблемах управления организацией, обоснования типа её организационной структуры, стратегии фирмы, разработки бизнес-плана, организации предпринимательства в фармации, осуществлении маркетинговых исследований, реализации комплекса маркетинга в практической деятельности, основ внешнеэкономической деятельности и международного маркетинга и др. Адаптированию к сегодняшним требованиям фармацевтического рынка способствует также изучение основ информатики и информационных технологий в фармации, медицинского и фармацевтического товароведения, включающего вопросы снабжения, хранения, упаковки и маркировки лекарственных средств и т. п. Таким образом, анализ современной подготовки провизоров и все возраставших запросов развивавшейся системы здравоохранения и фармацевтического рынка обусловливают необходимость обсуждения и формирования направлений менеджмента фармацевтических услуг.

Целью менеджмента фармацевтических услуг в Украине является создание и управление рыночной структурой лекарственного обеспечения населения, направленной на повышение эффективности каждого из звеньев в цепи: больной (пациент) — врач — провизор — производитель.

Необходимость управления качеством лекарственной помощи диктуется многими причинами, среди которых важнейшими являются состояние фармацевтического рынка и сложная экономическая ситуация в целом.

Характерной особенностью фармацевтического рынка Украины на современном этапе является заполнение его зарубежными лекарственными препаратами. По данным Госкоммедбиопрома Украины, 72% внутреннего рынка лекарственных препаратов занято иностранным фирмами и лишь 28% — отечественными. Из них 21 составляют государственные предприятия, 4% — корпоративные, 7% — фармфабрики и прочие производители, 15% — частные фирмы.

В экономически развитых зарубежных странах менеджмент в сфере лекарственного обеспечения специализируется, в основном, на покупке лекарств, разработке и предложении рецептур страховым обществам. В Украине задачи менеджмента фармацевтических услуг, учитывая современную ситуацию, значительно шире. Их следует рассматривать с позиций многоуровневого подхода: государственного, регионального, учрежденческого и даже личностного.

В сфере лекарственного обеспечения населения произошло изменение приоритетов: от определения и удовлетворения потребности населения и лечебно-профилактических учреждений в лекарственных средствах к эффективному использованию их в условиях ограниченного бюджетного финансирования здравоохранения, уменьшения реальных доходов населения. При этом возрастает коммерциализация системы лекарственного обращения, увеличиваются цены на лекарства. Фактически нерегулируемый фармацевтический рынок стал трудно предсказуемым и неудобным для всех его участников: потребителей лекарств, врачей, финансирующих органов, аптек, оптовых фирм и производителей. Исходя из этого, фармация нуждается в определенном государственном регулировании, в частности, в создании рыночных финансовых механизмов. Особое значение это имеет для обеспечения бесплатного и льготного отпуска лекарственных средств, постепенного перехода к страховой медицине. В последние годы своевременность оплаты аптекам лекарств, отпущенных этим категориям больных, стала одной из ключевых проблем деятельности аптечных предприятий. В связи с чем предпринимаются меры к ограничению врачебных назначений и соответственно — отпуска по бесплатным и льготным рецептам. Так, например, по Харьковской области удельный вес этого вида отпуска уменьшился в общем объеме реализации с 13,9% (1994 г.) до 5,00% (1997 г.), причем больше половины (2,9%) не было своевременно оплачено. Пример одной из центральных районных аптек другого региона свидетельствует о значительно больших изменениях показателя удельного веса бесплатного и льготного отпуска в общем товарообороте: от 26,0% в 1995 г, до 0,12% в 1997 г. При этом средняя стоимость одного рецепта увеличилась от 0,28 усл. ед. до 3,12 усл. ед. Экономически обоснованным выходом из сложившейся ситуации считается переход к страховой медицине и, соответственно, рецептуре. Однако сохранявшееся кризисное состояние многих промышленных предприятий, неблагоприятные условия для развития предпринимательства, значительная доля населения с минимальными доходами создадут новые проблемы при формировании страховых фондов. В настоящее время на государственном, региональном и учрежденческом уровнях принимаются меры к урегулированию бесплатного и льготного отпуска лекарственных средств, эффективности закупок и использования препаратов в лечебно-профилактических учреждениях. Но эта работа должна носить организованный планомерный характер, охватывать целый ряд этапов и направлений. Среди них, на наш взгляд, важное значение имеет:

экспертная оценка применяемых схем лечения при определенных заболеваниях, обоснование типовых схем лечения;
фармакоэкономический анализ рациональных схем лечения, моделирование оптимального соотношения между затратами на лекарственное обеспечение и достигаемым терапевтическим эффектом;
создание перечней лекарственных средств по отдельным нозологическим формам заболеваний с указанием референтных цен (т. е. цен, в пределах которых может быть разрешено назначение по бесплатному и льготному отпуску, по оплате из средств государственного бюджета и (или) страховых фондов);
классификация должностей специалистов-врачей, имевших право назначать определенные лекарственные средства;
разработка методических подходов к дополнению и исключению из перечня лекарственных средств;
разработка информационно-управленческих автоматизированных систем, позволявших осуществлять эффективное назначение и контроль за рациональным использованием финансов и лекарственных средств;
разработка базового списка лекарственных средств, подлежащих централизованной закупке за счет бюджетных средств и медицинских страховых фондов.

При переходе к страховой медицине эти виды работ должны быть дополнены решением организационно-правовых проблем, обоснованием выбора аптечных предприятий для отпуска лекарств по страховым рецептам, разработкой механизма расчетов и т. п.

Должное выполнение перечисленных задач в значительной степени зависит от использования качественной медицинской, фармацевтической, маркетинговой информации. Следуя опыту зарубежных стран, основную часть работ в данном направлении должны выполнять совместно с врачами клинические (больничные) провизоры, провизоры-информаторы, специалисты служб маркетинга. Учитывая ограниченное число таких должностей сейчас, очевидно, необходимо создание рабочих групп из числа научных и практических медицинских, фармацевтических работников.

В сфере лекарственного обеспечения все большей современной проблемой становится развитие самолечения, а соответственно — возрастание роли провизора в определении выбора лекарственного средства. При бесспорном значении знаний фармакологии, фармакотерапии, клинической фармации в общении провизора с пациентом, следует не забывать о том, что прежде одной из функций фармацевтического работника была работа с населением по ограничению самолечений. Очевидно, при нередко агрессивной массовой рекламе лекарственных средств, влияющей на спрос потребителей лекарств, провизор должен помнить о социальной ориентации аптеки как учреждения здравоохранения и, с учетом обстоятельств, отдавать преимущества роли терапевтических эффектов лекарств, а не возможной экономической выгоде от их реализации. В связи с этим весьма оправданным является введение в крупных аптеках должности консультанта-информатора.

Проблема самолечения населения, с одной стороны, и развитие коммерциализации, конкуренции в сфере лекарственного обеспечения — с другой, обусловливают необходимость организации первичных или даже профессиональных медицинских услуг в аптеках. Таковыми является измерение кровяного давления, выполнение отдельных клинических, биохимических анализов, врачебные консультации и т. п. Пользуется спросом и может быть привлекательным оказание справочно-информационных услуг. Использование при этом компьютерной техники, информационных систем о лекарственных средствах обеспечит обоснованное принятие решений об отпуске того или иного препарата с учетом возраста, наличия хронических заболеваний у пациента, приема других лекарств.

Рассматривая деятельность аптеки с позиций оптовых фирм (посредников) и производителей, следует обратить внимание на значимость их связующего звена между предприятием-изготовителем и потребителями (врачами, пациентами) лекарств. Отсюда еще одна важная роль аптек и, соответственно, провизоров — оказание маркетинговых услуг. Некоторые отечественные предприятия сегодня создают представительства в областях для проведения мероприятий по стимулированию сбыта продукции и изучению рынка, забывая при этом о необходимости эффективного сотрудничества с аптеками. Очевидно, исторически сложившаяся разобщенность двух ведомств — здравоохранения и медицинской и микробиологической промышленности ограничивает развитие связей между организациями фактически одной отрасли — фармации. Соответственно не используется потенциал провизора как маркетолога, который может и должен выполнять роль эксперта при изучении спроса на лекарственные препараты, требований к их качеству, упаковке, цене и т. п., по выявлению ниши рынка, разработке нового продукта; осуществлять рекламно-информационную работу по продвижению отечественных препаратов, накапливать и обобщать данные о клинических испытаниях препаратов или о реакции потребителей на внедренные новые препараты. Отдавая дань современным течениям, многие предприятия организовали отделы или группы маркетинга, предусмотрев в них по несколько должностей. Даже не углубляясь в содержание работы этих отделов, в связи с их малочисленностью, ограниченными функциями и контактами со специалистами, определяющими потребление лекарств, можно предположить невысокую их эффективность. Например, информация о работе на рынке таких крупных маркетинговых компаний как Socis Gallup, «Украинская маркетинговая группа» (UMG) и «Украинские опросы и исследования рынка» (USМ) свидетельствует о том, что они для изучения рынка привлекают по 500—600 респондентов и вкладывают значительные суммы в маркетинговые исследования.

Анализ деятельности зарубежных фирм на рынке Украины свидетельствует о выборе практически однотипных моделей функционирования: открытие представительства, организация консигнационных складов и формирование сети дистрибьюторов и региональных представителей или представительств. Часть компаний предпочитает инвестировать средства в деятельность украинской фирмы с передачей ей функций представительства и головного дистрибьютора продукции. Существенные различия в работе зарубежных фирм в Украине заключаются в выводе на рынок оригинальных или препаратов-дженериков, рецептурных или безрецептурных лекарственных средств. Однако, в любом случае инвестирование средств базируется на предварительном исследовании рынка.

Таким образом, изучение современных тенденций фармацевтичеіского рынка и анализ функциональных возможностей специалистов фармации позволяет выделить направления менеджмента фармацевтических услуг, продемонстрированные на рисунке.

Следствием эффективного менеджмента фармацевтических услуг должно стать повышение информированности участников сферы лекарственного обеспечения (врача, пациента, провизора, производителя) о разносторонних аспектах лекарственных средств; взаимопонимание существующих проблем и совместный поиск путей сочетания эффективной терапии и рационального использования финансовых ресурсов; современное управление разработкой и производством лекарственных средств.

mfu.bmp (20126 bytes)

Направления менеджмента фармацевтических услуг

Литература

  1. Шляков В. Ю. Тенденції i проблеми ринка маркетингових послуг України//Маркетинг в Укpaїнi.— 1998.— № 1.— С. 21—22.
  2. Юданов А. Финансовые тромбы: витальная угроза фармрынку//Remedium.— 1997.— № 4.— С. 11—15.




© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика