Логотип журнала "Провизор"








Акад. Георгиевский В. П.

Разработка Государственной Фармакопеи Украины
I издания

Согласно Закону Украины «О лекарственных средствах», раздел 1 «Государственная Фармакопея Украины — это правовой акт, содержащий требования к лекарственным средствам, фармакопейные статьи, а также методики контроля качества лекарственных средств». Аналогично определяют Фармакопею и в других странах.

РОССИЯ (правопреемник СССР): Государственная Фармакопея СССР является сборником обязательных общегосударственных стандартов и положений, нормирующих качество лекарственных средств.

ЕВРОПЕЙСКОЕ СООБЩЕСТВО: Фармакопея является сборником нормативов, определяющих качество лекарственных препаратов, их компонентов и контейнеров для них. Европейская Фармакопея создана для максимального облегчения движения медицинских продуктов внутри общего рынка государств—членов Сообщества.

ЧЕШСКАЯ РЕСПУБЛИКА: Фармакопея — основной и обязательный фармацевтический документ нормативного характера общегосударственного масштаба.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ (Британская Фармакопея): Фармакопея — ключевой фармацевтический нормативный документ, который представляет широкой общественности сведения о качестве, которым должен обладать продукт или любой его компонент на всем протяжении срока годности на всей территории Соединенного королевства.

СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ (Американская Фармакопея): Фармакопея — главный общественно-доступный нормативный документ по качеству лекарственных средств, которые могут присутствовать на рынке США. В соответствии с решением Конгресса, ее требования обязательны к исполнению.

Согласно Закону Украины «О лекарственных средствах», в Украине, как и в любой развитой стране, должна быть собственная Фармакопея.

Разработкой, изданием и переизданием Фармакопеи во всех странах занимаются Национальные Фармакопейные комитеты (таблица 1), которые потому и называются фармакопейными, что занимаются всеми вопросами, связанными с разработкой, изданием и переизданием Фармакопеи.

Таблица 1.
ГОСУДАРСТВО ПЕРИОДИЧНОСТЬ ИЗДАНИЯ ИЗДАЮЩИЙ ОРГАН
РОССИЯ Не регулярно, обычно более 10 лет Государственный Фармакопейный комитет Российской федерации
ЕВРОПЕЙСKОЕ СООБЩЕСТВО 5 лет Европейская Фармакопейная комиссия (комитет) и Kомиссия ЕС по здравоохранению
ВЕЛИKОБРИТАНИЯ 5 лет Британская Фармакопейная комиссия (комитет)
США 5 лет Kомиссия Американской Фармакопеи
ЧЕШСKАЯ РЕСПУБЛИKА 5 лет Фармакопейный комитет МЗ Чешской республики
УKРАИНА 5 лет Фармакопейный комитет Госкоммедбиопрома Украины

Такая же ситуация и в Украине. Согласно «Положению о Фармакопейном комитете Госкоммедбиопрома» п. 2.5, 3.2, 4.3 и 5.1, разработка, экспертиза и утверждение монографий и общих статей Государственной Фармакопеи Украины, а также ее издание и переиздание, относится, как это и принято во всем мире, к компетенции Фармакопейного комитета.

Периодичность издания Фармакопеи в развитых странах — 5 лет.

В СССР переиздание Фармакопеи не регламентировалось конкретными сроками (с периодом от 7 до 21 года). Это связано с тем, что уровень требований к качеству в Государственной Фармакопее — это визитная карточка государства. С другой стороны, Фармакопея отражает уровень развития промышленности и не может устанавливать требования, которые эта промышленность не в силах выполнить. Именно поэтому между десятым и одиннадцатым изданием Фармакопеи в СССР прошло 20 лет. Да и то ГФ XI была издана в неполном варианте — без монографий на субстанции и лекарственные средства. Следует отметить, что начиная с 8-го издания общие статьи на готовые лекарственные формы разрабатывались сотрудниками ГНЦЛС, также как и большинство общих статей по физико-химическим и биологическим методам контроля. Россия, которая объявила себя правопреемником СССР и ГФ XI, так и не смогла пока издать 3-й том ГФ XI, в который должны были войти эти монографии. Не опубликована ни одна из утвержденных монографий. О разработке же новых общих статей взамен устаревшей ГФ XI речь вообще пока не идет. Аналогичная ситуация в других странах СНГ и Балтии — ни одна из них не издала пока своей Фармакопеи.

Одна из причин такой ситуации — трудность и трудоемкость разработки своей Фармакопеи. Да, развитые страны пересматривают свои Фармакопеи каждые 5 лет. Но, например, в Фармакопее США работают около 3-х тысяч сотрудников, которые к тому же не разрабатывают, а только пересматривают уже имеющуюся Фармакопею.

Согласно решению Коллегии Госкоммедбиопрома № 4 от 24 февраля 1998 г., п. 8, Фармакопейному комитету поручено в 1998—1999 гг. провести работу по разработке монографий и общих статей Государственной Фармакопеи Украины (ГФУ) и осуществить до конца 2000 г. ее издание. Этим же пунктом Фармакопейному комитету предписывалось принять меры по признанию в Украине Европейской Фармакопеи (ЕФ). Таким образом, ГФУ должна быть гармонизирована с ЕФ, что находится в соответствии с общим курсом нашего государства на интеграцию Украины в Европейское Сообщество.

Еще одним исходным документом является «Протокол о механизме реализации Соглашения о сотрудничестве в области стандартизации, регистрации и контроле качества лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, производимых на территории государств — участников Содружества Независимых Государств» (от 31 июля 1996 г., г. Киев). Согласно этому Протоколу, статье 4 «в случае внесения изменения в нормативную документацию страна-экспортер до поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники на рынок обязана согласовать эти изменения с соответствующими органами страны-импортера». Таким образом, требования ГФУ к готовым лекарственным средствам должны быть гармонизованы с требованиями России — основного импортера украинских лекарств. Россия же пока развивает свою Фармакопею в русле ГФ XI СССР.

Структура Фармакопеи

Какая же структура Фармакопеи в разных странах? В таблице 2 представлены разделы, имеющиеся в Фармакопеях развитых стран. Как видно, они могут достаточно значительно отличаться, в зависимости от национальной специфики. Особенно велики, например, различия между Фармакопеями европейских стран и США, что отражает различную идеологию, лежащую в основе этих фармакопей. Однако во всех фармакопеях можно выделить следующие основные разделы: введение; правила пользования Фармакопеей (так называемые «общие положения»); описание общих методов анализа (физических, физико-химических, химических, биологических; методы анализа растительного сырья и т. д.); описание конкретных методик анализа — проведения подлинности, определения примесей, контроля консервантов и т. д.; реактивы, титрованные растворы и индикаторы. Затем идут основные разделы — общие статьи на лекарственные формы, монографии на субстанции и готовые лекарственные средства.

Таблица 2.
  Наименование ключевого раздела USP 23 (1995) ГФ XI ЕР 97 ВР 93 DAB X Чешская Фарма-
копея 97
ГФУ I
1. Предисловие + Состав выпускающего органа и редакционной комиссии + + + + + + +
2. Введение + + + + + + +
3. Общие замечания / Статус Фармакопеи / Правила использования Фармакопеи + + + + + + +
4. Общие статьи по методам анализа + + + + + + +
5. Общие статьи на лекарственные формы + + + + + + +
6. Материалы для контейнеров, контейнеры + + +
7. Реактивы и титрованные растворы + + + + + + +
8. Общие тексты + + +   + +
9. Частные статьи на лекарственные субстанции + + + + + +
10. Частные статьи на лекарственные препараты + +
11. Методы контроля лекарственного растительного сырья + + + + +
12. Вакцины и др. + + + + +
13. Пищевые добавки +
14. Радио-фармацевтические препараты + + + + +
15. Хирургические материалы +
16. Препараты для ветеринарии + + +   +
17. 13. Оглавление, индексы + + + + + + +

С учетом общей установки на вхождение Украины в Европейское сообщество, необходимости сохранить присутствие на рынке СНГ, а также с учетом национальных традиций, нами была выбрана следующая структура ГФУ (таблица З). В целом, она близка ЕФ.

Таблица 3.
 

Наименование раздела

Kолич. статей

Обоснование

1 Предисловие 1 История Фармакопеи, взаимоотношение ее с другими Фармакопеями, планы развития Фармакопеи
2 Лица, ответственные за выпуск Фармакопеи, и Редакционная Kоллегия 1 Присутствует в каждой Фармакопее
3 Введение 1 В данном разделе:— указывается, на основе каких законодательных и иных актов создана данная Фармакопея;— отмечаются изменения по сравнению с предыдущим изданием, дается общий обзор строения Фармакопеи, концепция построения общих и частных статей
4 Правила использования Фармакопеи 1 Дается исчерпывающее описание правил использования Фармакопеи, ее места и роли в производстве, регистрации и реализации лекарственных субстанций, готовых лекарственных средств и иной продукции медицинского назначения
5 Общие статьи по методам анализа 47 Приводится описание важнейших физических, физико-химиче-ских, биологических и микробиологических методов контроля
6 Общие статьи на готовые лекарственные формы 11 Приводятся статьи на лекарственные формы, характерные для отечественных производителей
7 Реактивы и титрованные растворы 1 Базовый раздел любой Фармакопеи
8 Монографии на лекарственные субстанции 250-300 Приводятся монографии на наиболее актуальные для Украины субстанции
9 Методы контроля лекарственного растительного сырья 18 Данные общие статьи хотя и не представлены в USP и ВР, но отражают специфику Украины как производителя лекарственного сырья
10 Иммунопрепараты 10-15 Включает наиболее актуальные для Украины материалы
11 Оглавление, индексы 1 Обязательный раздел любой Фармакопеи

Какие же основные проблемы возникают при разработке идеологии ГФУ и ее структуры?

1. Несовместимость идеологий ЕФ и ГФ XI

Основная проблема состоит в принципиальной несовместимости ЕФ и других Фармакопей развитых стран с ГФ XI по причине принципиальных различий в системах титрованных растворов (различное определение понятия молярности), шкал цветности и некоторых других общих статьях (микробиология, сульфатная зола, тяжелые металлы и т. д.). Различие в системах титрованных растворов приводит к тому, что невозможно использовать титрованные растворы ЕФ в ГФ XI и наоборот. Различие в шкалах цветности приводит к тому, что препарат может соответствовать требованиям ЕФ, но не соответствовать требованиям ГФ XI. Аналогичная ситуация с микробиологической чистотой, поскольку среды в ГФ XI отличаются от остального мира. Что касается введения ЛАЛ-теста, то, учитывая наши реалии, его следует вводить пока лишь параллельно с тестом на пирогенность. Введение же только требований ЕФ сразу резко ограничивает доступ стран СНГ на украинский рынок и нарушает вышеупомянутый Протокол стран СНГ с возможным закрытием рынка России для Украины.

О том, насколько серьезен данный вопрос, можно судить по ситуации, которая возникла после разработки Украиной Инструкции по контролю механических включений в инъекциях. Согласно этой Инструкции, вводились более жесткие требования к контролю механических включений по сравнению с Инструкцией СССР, действующей в России. Поскольку это могло привести к ограничению доступа российских препаратов на украинский рынок, Россия в ответ ввела для украинских препаратов абсурдные требования, фактически закрывающие для них рынок России. Понадобились многочисленные консультации Фармакопейного комитета Госкоммедбиопрома с Российским Государственным Фармакопейным комитетом и Госинспекцией по качеству России, а также искусство Председателя Межгосударственной комиссии стран СНГ по стандартизации, регистрации и контролю качества лекарственных средств Виталия Григорьевича Варченко, пока удалось найти компромиссное решение для этого, в общем-то, простого вопроса. А что же будет, когда введутся другие титранты и шкала цветности? Реакцию России нетрудно предсказать: фактическое закрытие своего рынка для украинских препаратов путем введения каких-либо требований, например, обязательного наличия GMP.

Следует отметить, что В. Г. Варченко и Фармакопейный комитет Госкоммедбиопрома многое сделали для закрепления на рынке СНГ. В частности, разработанные Фармакопейным комитетом Госкоммедбиопрома Методические указания по оформлению нормативно-аналитической документации приняты как обязательные для стран СНГ. Украина фактически определяет всю политику по стандартизации в области лекарственных средств в СНГ. Перспектива все это потерять недопустима.

Как же выйти из данного положения? Изучив опыт других стран, гармонизовавших свои национальные Фармакопеи с ЕФ, в частности, Чехии, мы пришли к выводу, что вопрос можно решить, если в ГФУ вводить монографии только на субстанции и не вводить монографии на готовые лекарственные средства (ГЛС). Следует отметить, что монографии на готовые лекарственные средства присутствуют в Фармакопеях США и Великобритании, однако отсутствуют в Фармакопее Германии и ЕФ, что отражает общую мировую тенденцию — нормативно-аналитическая документация на ГЛС является коммерческой тайной фирм-изготовителей, которые не заинтересованы в публикации своих материалов в открытых изданиях типа Фармакопеи. Учитывая, что в ЕФ отсутствуют монографии на ГЛС, невведение их в ГФУ находится в соответствии с установкой на гармонизацию ГФУ с ЕФ. Введение же в ГФУ монографий только на субстанции практически не затрагивает интересы России, поскольку субстанции и там ввозятся в основном из дальнего зарубежья в соответствии с требованиями ведущих мировых Фармакопей.

2. Монографии на субстанции

Третья проблема — какие же монографии на субстанции и в каком количестве вводить в ГФУ? Монографии на субстанции Национальной Фармакопеи должны охватывать большую часть субстанций, находящихся на отечественном рынке, и соответствовать их качеству. В настоящее время на рынке Украины находятся субстанции, качество которых соответствует разным нормативным документам ~ USP 23, ВР 93, DAB 10, ЕФ 97, нормативно-аналитическим документам Украины и России и даже ГФ XI (причем последних даже большинство). Требования этих документов различаются (иногда очень сильно) между собой. Субстанции могут соответствовать требованиям USP 23, но не соответствовать требованиям ЕФ 97. Поэтому механическое введение монографий ЕФ в ГФУ может привести (учитывая, что требования Фармакопеи обязательны) к приостановке выпуска ряда препаратов.

В настоящее время, Фармакопейный комитет, на основе опыта работы Лаборатории фарманализа по государственному контролю импортных субстанций, имеет достоверные сведения о качестве 55 наиболее важных субстанций различных производителей. Анализ показывает, что субстанции этих производителей могут контролироваться по соответствующим монографиям ЕФ и дополнительным тестам, разработанным Фармакопейным комитетом, т. е. введение ЕФ не остановит производство ГЛС на их основе. Материалы на них подготовлены, нуждаются только в оформлении, экспертизе и опубликовании.

Нами разосланы запросы на предприятия с целью выяснения списка субстанций, которые они хотели бы видеть в ГФУ. В настоящее время уже получены соответствующие предложения, и мы предлагаем дополнительный список из еще примерно 150 субстанций. После получения всех предложений от предприятий, список субстанций, включаемых в ГФУ, будет сформирован окончательно. Он составит примерно 300 наименований.

Следует отметить, что увеличение списка субстанций, включаемых в ГФУ, определяется лишь соображениями целесообразности и никак не сказывается ни на идеологии ГФУ, ни на ее структуре.

3. Общие статьи

В ГФУ предлагается включить свыше 90 общих статей (с учетом методов контроля растительного сырья и иммунобиологических препаратов), которые охватывают все вопросы, необходимые для функционирования Фармакопеи как единого целого. Эти общие статьи можно разделить на статьи, регламентирующие методы контроля, и общие статьи на лекарственные формы. Если первые можно, проведя экспериментальное сопоставление, относительно безболезненно гармонизовать с ЕФ, то разработка и введение общих статей на лекарственные формы требует значительной экспериментальной работы и осторожности, поскольку прямо затрагивает интересы отечественных производителей и России. Введение общих статей на лекарственные формы без согласования с Россией может привести к закрытию ее рынка для Украины. Поэтому, наряду с обязательным введением требований ЕФ, необходимо, как это принято в других Фармакопеях (например, в Фармакопее Великобритании), параллельно вводить дополнительные национальные требования к качеству ГЛС, находящихся на рынке Украины и стран СНГ.

Общая схема разработки и введения в действие ГФУ включает:

разработку и утверждение технического задания на создание ГФУ;
формирование и утверждение Редакционной коллегии, ее Бюро и Секретариата;
формирование корпуса разработчиков и экспертов;
заключение договора на выполнение работы непосредственно с исполнителем;
разработку им общей или частной статьи, экспертизу ее экспертами Редколлегии ГФУ, специализированными экспертными комиссиями и Бюро Президиума;
валидацию методик анализа;
опубликование проекта, обсуждение проекта фармацевтической общественностью;
доработку проекта по полученным замечаниям;
утверждение его на заседании Бюро Редколлегии ГФУ. Издание ГФУ предполагается осуществлять на трех языках: украинском, русском и английском. Учитывая, что Украина получила статус наблюдателя в ЕФ, окончательные варианты всех общих статей и монографий (на английском языке) должны обязательно отсылаться на экспертизу в ЕФ.

В соответствии с этим, разработка общих и частных статей осуществляется в соответствии с требованиями, разработанными Фармакопейным комитетом на основе соответствующих руководящих документов ЕФ.

В качестве экспертов участвуют члены Редколлегии ГФУ.

Оперативное руководство работами по созданию ГФУ осуществляет отдел Государственной Фармакопеи Украины под руководством представителя Украины в Европейской Ассоциации Официальных Аналитических химиков М. Г. Левина. Всю необходимую переписку и редакционную доработку статей ГФУ осуществляет Секретариат Редколлегии ГФУ.

Ряд основных вопросов, касающихся создания ГФУ, уже решены в настоящее время Фармакопейным комитетом.

Проведено обсуждение с Европейской Фармакопеей (ЕФ) всех необходимых вопросов по вступлению Украины в Европейскую Фармакопейную Конвенцию. В соответствии с этим решением Совета Европы Украина принята в настоящее время в ЕФ в качестве наблюдателя. Это открывает Украине доступ к материалам ЕФ и дает возможность, после перехода ее фармацевтической промышленности на требования GMP, стать полноправным членом ЕФ. Официальным представителем Украины в ЕФ является Председатель Фармакопейного комитета, проф. В. П. Георгиевский. Получено официальное разрешение ЕФ на использование ее материалов при создании ГФУ. Без такого разрешения Украина не имела права использовать материалы ЕФ в своей Фармакопее.
Получено официальное разрешение Фармакопеи США на использование ее материалов при разработке ГФУ. Проведены также переговоры и получены необходимые материалы от Чешского Фармакопейного комитета, который издал в 1997 году свою Фармакопею, гармонизированную с ЕФ. Опыт Чехии может оказаться очень полезным для Украины.
Намечен план совместных работ с Государственным Фармакопейным комитетом Российской Федерации. В частности, обговорена процедура согласования и введения в действие общих статей ГФУ. Без такого согласования рынок России может закрыться для Украины, поскольку требования ЕФ и Фармакопеи России (в данном случае это ГФ XI) значительно различаются.
На основе полученных предложений ведомств, ведущих вузов, НИИ и фармацевтических предприятий подготовлен проект состава Редакционной Коллегии ГФУ, ее Бюро и Секретариата.
Подготовлено техническое задание на создание ГФУ.
Подготовлен комплект документов по реализации программы работ над ГФУ: определена структура ГФУ, основные принципы ее создания, требования к общим статьям и монографиям, список наиболее важных общих статей и монографий с указанием сроков их создания, исполнителей, рецензентов и вопросов опубликования.
Предложены принципы финансирования создания ГФУ.
Начата работа по публикации общих и частных статей ГФУ. Разработаны, утверждены и опубликованы первая общая статья ГФУ «Остаточные количества органических растворителей» и первая монография ГФУ 42У-001-97 «Спирт этиловый 96%». В настоящее время разработан и подготовлен к печати проект монографии на анальгин. В стадии подготовки к утверждению и опубликованию находится общая статья «Однородность дозирования». Подготовлены материалы для еще 55 монографий.

В соответствии с калькуляцией расходов на создание ГФУ первого издания, на ее создание потребуется сумма 10495,1 тыс. грн. Финансирование создания ГФУ планируется проводить за счет надбавок к платежам за проведение экспертизы нормативно-аналитической документации в Фармакопейном Комитете Госкоммедбиопрома, отчислений от объема производства предприятий, от платы за регистрацию зарубежных лекарственных препаратов, платы за подписку. Обсуждается целесообразность внесения Фармакопеи в перечень документов, необходимых при регистрации аптек и фирм, занимающихся реализацией медикаментов. Планируется также проведение сертификации субстанций, включаемых в ГФУ за счет предприятий, которые их используют. При создании предполагается использование средств Госбюджета и спонсоров.

Прошла презентация начала выпуска ГФУ на трех языках. Таким образом, работа над ГФУ идет полным ходом. Для начала полномасштабной работы над ГФУ необходимо решить вопрос о ее финансировании, в этом случае срок выхода — 1-й квартал 2001 года — может быть выдержан.

Редколлегия, техническое задание и схема ГФУ утверждены председателем Госкоммедбиопрома Ю. П. Спиженко 14 марта 1998 года.





© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика